Разное
Главная » Сценарии плюс » День славянской письменности и культуры

День славянской письменности и культуры

24 мая - День славянской письменности и культуры

сценарий славянской письменностиПознавательно-игровая программа ко Дню славянской письменности и культуры.
Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на встречу в фольклорно-краеведческий клуб «Родничок», где мы познакомимся с русской стариной, с жизнью, бытом и культурой наших предков.
Нынче к нам на «Родничок »
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок —
Чудо, цвета изумруда.
В малахитовых разводах
И окован серебром...
Вот узнать бы, что таится
В сундучке старинном том!
Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтем.
Разворачивает лежащую на сундучке «грамотку » и читает:
Здесь, дружок, таится клад,
И сокровища лежат.
А какие — угадай,
Но сундук не открывай,
А взгляни скорей на крышку:
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь ты разберешь!
Надпись хитрая гласит,
Что сундук в себе таит.
Ведущий поворачивает сундучок так, чтобы крышка была видна детям. На крышке в сплетениях узора спрятаны буквы (или слоги, или сочетания букв), из которых можно составить слово «Письменность».
Ведущий (после разгадывания надписи). Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут... И все же можно утверждать, что письменность — это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на десятки тысяч лет назад... Вот картинка из прошлого!
Появляются: Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.
Скиф. Я принес тебе подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и 5 стрел.
Царь. Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди?
Скиф. Мне велено передать это тебе и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)
Царь. Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать послание непокорных Скифов. Уже столько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю — и все без толку! Неужели они решили сдаться? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет в воде, а птица — в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!
Гобрий. Нет, мой царь, я воевал со Скифами и знаю их характер. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».
Затем, оба, пожав плечами, уходят.
Ведущий. Вот так в древности и обменивались депешами! И громоздко, и не особенно понятно... Постепенно люди стали изо¬бретать то, что лежит сейчас в нашем сундучке... Ой, да мы про не¬го совсем забыли! А сундучок-то не простой. Как бы нам его от¬крыть? А, понял, надо загадку отгадать, тогда он откроется.

Звучит загадка:

«Черные, прямые, от рождения немые,
станут в ряд — заговорят».
После отгадывания загадки (буквы) крышка сундучка на миг открывается, Ведущий быстро достает конверт.
Ребята, посмотрите, в конверте — буквы, а на конверте написано:
Эти буковки для тех,
Кто играет лучше всех.
На листе, образуя замкнутый круг, написаны буквы: мк еифр о и д л и л й. Выделенные здесь буквы должны отличаться от остальных, например по цвету. Внутри круга — изображена книга. Под этим странным набором букв, ребята, тоже есть надпись:
Эти буквы — не простые
И секрет в себе таят.
Выбирай себе любые —
Вперемешку и подряд.
Три словечка получилось?
Крышка — раз — и приоткрылась.
И тогда уж не зевай,
Что успеешь — доставай!
Пояснения. Ребята составляют из букв различные слова. После того как составлено 3 слова (к концу игры можно ограничиваться 1-2 словами), крышка сундучка откидывается и ребятам разрешается взять из него то, что лежит сверху. За каждое составленное слово и за правильные ответы на остальных этапах игры Ведущий дает детям буквы на карточках из конверта. После того как назовут первые 3 слова, из сундука достается лист бумаги, на нем 3 изображения: 1) вход в пещеру, 2) «отпечатки» чьих-то ног, 3) значок — символ К.
Ведущий. Посмотрите на этот лист, ребята, он напоминает нам о первых шагах письменности. Такое изображение обнаружено на стене пещеры, в которой обитали люди. Дело в том, что обмениваться посланиями — дело хлопотное, вот люди и стали предметы, о которых идет речь... (звучат ответы детей: изображать, рисовать). Правильно! Эту композицию из рисунков ученые поняли двояко: 1) входить в пещеру нельзя; 2) в пещеру можно войти. Какое из этих трех изображений, по-вашему, ученые так и не смогли понять и почему?
Дети указывают на значок и говорят, что он не соответствует никакому предмету в реальной жизни, а является отвлеченным символом — скорее всего, символом действия.
Ведущий. Итак, какое же из трех изображений уже свидетельствует о подступах человека к изображению письменности?
Дети указывают на третье изображение.
Ведущий. Постепенно рисунки заменялись все новыми и новыми символами. Так у древних народов зарождалась письменность. Значки-символы обозначали целое слово или даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, на доске, глине. Конечно, переносить такие депеши было не удобно. И тогда придумали... Но, чтобы увидеть то, что придумали, надо составить из наших буковок 3 слова.
После этого Ведущий достает из сундучка следующий предмет — бечевку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков.
А это, ребята, то, что придумали для передачи сведений жители древней Южной Америки — племя инков. Это тоже письмо, хоть и такое лохматое... По цвету нитей узнавали прежде всего о том, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого — серебро, красного — воинов и т.д. А количество узелков на нити говорит о числе этих предметов.
После составления детьми следующей тройки слов достается новый предмет — бечевка, смотанная в клубок, с узелками на ней.
Ведущий. А это — тоже узелковое письмо, но придуманное народом, живущим в Европе. Название этого народа — точнее, целой группы народов — надо сложить из букв, которые находятся на этих 2-х столах. Но букв здесь — не один десяток! Это не зна¬чит, что слово такое длинное. Просто надо выбрать буквы, написанные иным, чем все буквы, шрифтом — и из них составить слово. Первая буква по размерам больше всех: она заглавная. (Два игро¬ка за разными столами соревнуются: кто быстрее выберет буквы и составит слово. Это слово — «Славяне».)
Ведущий. ...

Данный материал показан не полностью.
Поддержите сайт, чтобы получить доступ ко всему материалу
Все средства идут на развитие сайта и хостинг.
После оплаты запишите секретный код, вернитесь на сайт и введите ниже

Назначение платежа:Поддержка сайта LuPrazdnik.ru
Сумма: руб.
У меня есть секретный код:  
Если у Вас появились вопросы или предложения напишите здесь или на contacts@luprazdnik.ru