Разное
Главная » Праздники в школе

Праздники в школе

Богатейшая история стоит за удивительным словом «праздник». Она изучается учёными самых разных интересов и направлений. Праздник — такое многогранное явление, что его никогда не устанут изучать историки и социологи, этнографы и фольклористы, филологи и искусствоведы, музыканты и актёры, психологи и другие люди.

Во все времена, на всех этапах развития человечества праздники утверждали в обществе самые высокие идеалы. Праздники всегда сплачивают людей вокруг этих идеалов, делают их лучше, чище, доброжелательнее друг к другу и общительнее. На эту тему можно найти множество высказываний великих умов человечества.
Но зачастую приходится сталкиваться с тем, что учителя называют праздником любое мероприятие, проведенное ими в активной зрелищной форме. И происходит смещение понятий праздника и любой другой театрализованной формы. Хочу подчеркнуть, что праздник отличается от всех других форм по некоторым параметрам.

У праздника есть свое так называемое предпразднество — ощущение радостного ожидания, в котором живут люди в преддверии того или иного значительного события. И это предпразднество в огромной степени помогает организаторам праздника, создавая заранее светлый настрой, готовность людей воспринять все действия, которые им потом преподнесутся на сценах и других площадках, радостно и с интересом.

Во время этого периода организаторы торжеств проводят многие дополнительные акции, готовя сознание людей к приближающемуся торжеству. И таким образом, центральный момент самого празднования уже во многом «авансирован».
Праздник, в отличие от школьного вечера, концерта нельзя начать без предварительного периода подготовки к нему людей. Повесить афишу о предстоящем концерте вполне допустимо. Он состоится и будет, вполне возможно, прекрасно принят аудиторией.

Но о празднике такого сказать нельзя, т.к. у всех больших, значимых праздников это предпразднество, ожидание сложилось независимо от конкретного сценариста-режиссёра, школьного организатора. Нам предстоит в таких случаях умело использовать это явление «предпразднества» в своих творческих интересах.
Но в школе бывают и праздники, так называемого, «местного значения» — юбилеи и др. Готовя их, важно тоже создать, «вырастить» внутри коллектива школы свое предпразднество. Заранее пишутся объявления, афиши. Ученики сочиняют свои опусы на предстоящую тему празднества. Проводятся творческие конкурсы, победители которых награждаются уже во время самого центрального празднования. На классных часах — тематические беседы, встречи с ветеранами школы, выпускниками и т.д. Умело проведенный этап предпразднества обеспечит празднику успех и радость всему коллективу.

Праздник — это активное, радостное проведение времени вместе со всеми. И для этого сценарист и постановщик прилагают немало сил, выдумки и фантазии. Ведь чтобы активно веселился каждый, нужно придумать дело каждому. Этому помогут викторины, общие танцы, песни, конкурсы, спортивные соревнования и многое другое.

В программе праздника должны содержаться интересные дела и развлечения для всех возрастных категорий его участников. Если в школу на празднование юбилея приглашены бывшие выпускники, то стоит подумать и о том, что они могут прийти не одни, а со своими маленькими детьми, для которых нужно создать свои условия, придумать свою площадку с развлечениями и т.п.
Во время праздника его организаторам важно учесть запросы всех категорий зрителей, все их вкусы. И главное, не нужно постоянно делить во время праздника людей на зрителей и выступающих, на пассивную публику и на активных выступающих ораторов и артистов.

Праздник — форма более крупная, чем все другие. Школьный праздник (как некоторые «взрослые» праздники) тоже может разрастись на разные площадки: в зале идет концерт, в фойе — танцевальный конкурс или бал, в спортивном зале — состязания гостей школы, в аудиториях — встречи выпускников и т.п. В программе праздника могут встретиться практически все известные досуговые формы: концерты, конкурсы, дискотеки, спортивно-развлекательные мероприятия и др. Особые требования предъявляет праздник и к организаторам. Обычно одному или даже нескольким людям такое дело не под силу. В практике режиссуры праздников уже заведено, что начинать нужно с организации специального оргкомитета данного праздника. В него войдут все необходимые люди — от заведующего хозяйственной частью школы до сценариста, режиссера, художника и др.
Только после определения места проведения праздника, времени, площадок, средств, участников, цели и задачи его, сценарист может приступать к работе. Оргкомитет потом собирается еще не раз в процессе подготовки сценария, для его обсуждения, решения текущих проблем.

Режиссер, как правило, работает со сценаристом с самого начала, чтобы быть в курсе замысла, а чаще всего в школе сценарист и режиссер в одном лице. Именно поэтому сценаристу-постановщику праздника в школе важно опираться на оргкомитет. Нужно разработать план предварительной работы и проверять, как она идет. Нужно распределить по эпизодам сценария праздника ответственных за его готовность, за проведение репетиций каждого эпизода, за оснащение техникой, костюмами и другими средствами. Одному человеку не стоит брать на себя всё — праздник от поставленной таким образом работы не выиграет, а пострадает.
Нужно заранее распланировать все отдельные репетиции, все сводные репетиции и оставить время на корректировку, на неизбежное исправление, дополнение, сокращение тех или иных частей праздника и его программы.
Очень важно придумать моменты и целые эпизоды активизации зрителя. Важно определить кульминационную часть праздника и бросить на нее все силы и средства. Важным моментом является и завершение праздника — его нельзя «комкать». Важно подумать, какую зрелищную и смысловую «точку» поставить в программе всего праздника, чтобы зрителям он запомнился надолго.
И если мы собираем на праздник людей не только, чтобы их бездумно всё время развлекать, а вкладываем какую-либо идею, мысль, задачу, то всеми средствами нужно стремиться к её выполнению, к тому, чтобы люди поняли наш замысел. Когда у людей в конце праздника в душе есть чувство радости, но и сожаления, что всё заканчивается, радостное общение друг с другом подходит к завершению, приходится возвращаться в привычный будничный круг забот, значит сверхзадача организаторов праздника выполнена.